Возникновение и развитие учения о географической оболочке Земли
Идет загрузка страницы! Подождите...

Сайт для учёбы » Образовательные файлы » Общеобразовательные дисциплины » География » Возникновение и развитие учения о географической оболочке Земли

 

Возникновение и развитие учения о географической оболочке Земли

Автор: gulnyr от 6-02-2014, 12:55, посмотрело: 1740

0

Два внешне мало связанных между собою научных направления привели к выработке современных представлений о географической оболочке. Первое из них естественно-историческое. В его основе лежало стремление обособить, выделить поверхностный слой Земли как особое явление природы. Второе направление социологическое, стремившееся связать в единое целое человеческое общество и окружающую природу, объяснить природными факторами развитие человечества. При всем различии этих направлений они, как в фокусе, сошлись в этом понятии — географическая оболочка

После Варениуса, однако, едва наметившееся учение о географической .оболочке на протяжении по меньшей мере двух столетий оставалось на точке замерзания и лишь в середине XIX в. труды А. Гумбольдта, вскрывавшие взаимосвязанность природных явлений, послужили толчком к развитию этого учения. В 1883 г. Ф. Рихтгофен опубликовал работу, в которой, между прочим, писал, что задачей географии является изучение „поверхности Земли “, понимая под нею сушу, море и атмосферу в их взаимодействии; Рихтгофен полагал также, что география изучает растительность и животных в их отношении к „земной поверхности “, а человека — в отношении ко всей окружающей природе. Следовательно, Рихтгофен внес нечто новое в учение о географической оболочке. Он прямо писал о взаимодействии ее составных частей, хотя еще не знал, что географическая оболочка явление целостное, специфическое, со своими закономерностями развития.

В высказываниях Рихтгофена уже заметно влияние социологической концепции (он сам не был чужд географического детерминизма), и поэтому теперь необходимо остановиться на ней.

Социологическая концепция имеет очень глубокие корни. Судьбу человека ставили в зависимость от климата еще в эпоху классической древности (Гиппократ, Фукидид, Аристотель, Страбон и др.). После работ Ш. Монтескье, продолжавшего некоторые традиции Ж. Бодена (вторая половина XVI в.), концепция географического детерминизма приобрела многих сторонников. Однако в данном случае она интересует нас с особой точки зрения: общее развитие социологической концепции шло по пути возрастания комплексности, привлечения все новых и новых компонентов для утверждения идей о зависимости человеческого общества от окружающей природы. Завершение эта линия получила в трудах Э. Реклю. В 1876 г. он опубликовал первый том своего сочинения „Земля и люди“, в котором для объяснения важнейших различий (социальных, антропологических) между народами привлек такие факторы, как „форма возвышенностей, высота гор, направление и обилие рек, соседство океана, изгибы берегов, температура атмосферы, обилие или недостаток дождей, тысячи взаимных отношений почвы, воздуха и воды, все явления планетной жизни “; он же первым — или одним из первых — употребил термин „географическая среда“ (1898, стр. 5).

Таким образом, естественно-историческая концепция постепенно выявляла черты своеобразия, особенности „поверхности“ Земли, а социологическая концепция устанавливала существование тесной взаимосвязи и даже взаимозависимости между явлениями природы у поверхности Земли и человечеством. Когда социологи-географы утверждали, что развитие человеческого общества зависит в первую очередь от природных условий — они ошибались; но когда они доказывали, что между человеческим обществом и окружающей природой имеется теснейшая зависимость, что эти природные условия являются средой для человеческого общества — тогда они объективно работали на естествознание, и работали с пользой.

В. В. Докучаев в сущности синтезировал обе упомянутые концепции, поскольку не забывал и „учение о человеке “. Но он пошел дальше и Рихтгофена, и Реклю, потому что писал не только о взаимодействиях между природными явлениями у поверхности Земли, но и о законах, управляющих вековыми изменениями их. У. Дэвис определял географию как науку, изучающую взаимоотношения между живой и мертвой природой (1906). Следовательно, идеи эти получали все более и более широкое распространение.

Как видим, П. И. Броунов, во-первых, определенно указал, что область взаимодействия четырех сфер — это „оболочка “, т. е явление совершенно самостоятельное, а во-вторых, он увязал задачи физической географии с изучением этого явления, чего не сделал В. В. Докучаев.

Позднее эти географические идеи воспринял В. И. Вернадский. Он выделил „биосферу “ — зону жизни — и понимал под ней термодинамическую оболочку с температурой в пределах от +50° до —50° и давлением около одной атмосферы (1926). Ничего принципиально нового по сравнению с П. И. Броуновым, у которого географическая оболочка является „ареной жизни», В. И. Вернадский не внес, но во многом способствовал конкретному познанию этой части земного шара. Обратим сразу же внимание на два момента. Во-первых, в настоящее время термину „биосфера» чаще придается тот смысл, который вкладывал в него еще А. Зюсс, — под ним понимается совокупность всех живых организмов на Земле; так он трактуется и в этой работе. Во-вторых, В. И. Вернадский никак не связывал возникновение жизни на Земле с развитием той части планеты, которую называл „зоной жизни», ибо полагал в то время, что жизнь вечна и вообще не возникала. По В. И. Вернадскому (1926), географическая оболочка — это область Земли, заселенная живыми организмами и лишь в дальнейшем изменяемая ими. Позднее, однако, утвердилось мнение, что биосфера возникла в результате эволюции Земли.

В 30-х годах проблемы, связанные с географической оболочкой, вновь привлекают внимание географов. Ряд работ опубликовал А. А. Григорьев, благодаря которому это понятие и вошло окончательно в научный обиход. Несколько позднее фундаментальную сводку о природе географической оболочки дал С. В. Калесник. В последние годы продолжал исследования А. А. Григорьев, разработкой учения о географической оболочке занимались К- К. Марков (главным образом в историческом аспекте), Д. Л. Арманд, А. Г. Исаченко, И. М. Забелин.

В чем, однако, заключается смысл учения о географической оболочке, если иметь в виду эволюцию естествознания в целом?

Чтобы понять это, следует вспомнить точные наблюдения Ф. Энгельса над развитием эволюционных учений в естествознании, его Мысли о противоречиях, долгое время существовавших в последнем. Идея изменяемости природы прежде всего утвердилась в астрономии по отношению к Земле в целом: признавалось, что Земля претерпела известную эволюцию. Но идеи эти сразу же оказались в противоречии с 1 представлениями о неизменности природных условий на Земле.

Итак, учение об изменчивости Земли в целом находилось в противоречии с учением о неизменности живых организмов и земной поверхности; противоречие это еще более обострилось, когда возникли эволюционные учения в геологии; наконец, появилось эволюционное учение Дарвина и в биологии.

Получилось следующее: а) изменялась Земля в целом; б) изменялись очертания материков, морей, возникали и разрушались горы; в) изменялись, приспосабливаясь к новым условиям, виды растений и животных. Но все эти учения долгое время не увязывались в единое целое, потому что никто не рассматривал эволюцию явлений, приуроченных к земной поверхности, как единый непрерывный процесс, охватывающий и неорганическую, и органическую природу и идущий по восходящей линии.

Пробел этот восполнился лишь с возникновением учения о географической оболочке Земли в его современном виде. Последнее важно подчеркнуть, потому что необходимо различать два момента. Во-первых, выработку представлений о том, что явления у земной поверхности — это нечто качественно своеобразное, цельное; выработкой этих представлений и характеризуется первый этап развития учения (от Гильберта до Броунова). Во-вторых, нужно было осознать, что географическая оболочка имеет единый процесс развития, и это произошло уже в наше время.

Автор: И. М. Забелин

Название книги: Теория физической географии

Город: Москва

Год: 1959

Категория: Образовательные файлы » Общеобразовательные дисциплины » География

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.