Экстремальные явления в прибрежной зоне Чёрного моря
 

Сайт для учёбы » Образовательные файлы » Общеобразовательные дисциплины » География » Экстремальные явления в прибрежной зоне Чёрного моря




Экстремальные явления в прибрежной зоне Чёрного моря


Сохраните себе на страницу:





Авторы: Алёшина М.А., Астафьева Е.С., Ерошкина Н.А., Кораблина А.Д., Полюхов А.А., Старовойтов П.М., Селиванова Ю.В., Титова А.М., Харламова Т.О., Шестакова А.А.

Студенты, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Географический факультет, Москва, Россия.

 

Зимняя экспедиция НСО кафедры океанологии

 

Традиционно проходит в северо-восточном секторе Чёрного моря ежегодно с 25 января по 6 февраля. Многолетний мониторинг основных гидрологических и гидрохимических параметров морских вод, осуществляемый студентами МГУ, имеет огромное научное и народно-хозяйственное значение, так как этот временной отрезок является самым неблагоприятным для судовых и береговых наблюдений, измерений и отбора проб. Соответственно специалисты из Академии Наук и других научно-исследовательских организаций не имеют возможности изучать экстремальные гидрометеорологические явления в самых суровых условиях.

В период с 26 января по 31 января 2014 года экспедиция проходила на базе Южного отделения Института Океанологии им. П.П. Ширшова РАН в Геленджикской и Голубой бухтах, с 1 по 5 февраля на базе Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Морским Гидрофизическим Институтом НАН Украины в Севастопольской бухте. Студенты океанологи и метеорологи, а также первокурсники проводили комплексные океанологические и метеорологические исследования в прибрежной зоне Крымского полуострова и северо-восточной части Черного моря. Проведена сравнительная характеристика экологического состояния Геленджикской и Севастопольской бухт, важнейших рекреационных районов России и Украины.

 

Актуальность исследования морских вод

 

Актуальность данных исследований связана с возрастающей антропогенной нагрузкой на две самые большие и красивые полузакрытые бухты Чёрного моря. В Геленджикской бухте ухудшение экологической ситуации связано с бурным строительством. Планируемое увеличение грузооборота порта не обеспечено необходимыми изысканиями. Таким образом, растёт важность постоянного мониторинга, проводимого студентами кафедры океанологии. 28 января 2014 года был выполнен нормальный разрез к берегу из Голубой бухты и съемка акватории Геленджикской бухты, где были измерены температура, электропроводность, произведен отбор проб для гидрохимического и гидробиологического анализа. Гидробиологический анализ проводился на кафедре гидробиологии Биологического факультета МГУ. Результатом анализа стало пространственное распределение биомассы фито- и зоопланктона и определение численности гидробионтов.

 

Исследование с помощью ветрового акустического профилемера Scintec

 

Студентами кафедры метеорологии впервые с помощью ветрового акустического профилемера Scintec были выполнены измерения вертикальных профилей ветра во время боры 30.01.2014, результаты анализа которых позволили выявить волновую структуру подветренного потока. В 10 км от Маркотхского хребта, порывы ветра у земли достигали 15 м/с. Это означает, что ветровой поток при боре, переваливая через хребет, сначала поднимается, а затем, обрушивается на побережье, то есть формируется подветренная волна длина которой составляет 8-10  км. Впервые в нашей стране удалось выявить этот эффект на Черноморском побережье Кавказа на основе инструментальных наблюдений. Также в рамках данной экспедиции впервые был использован трехмерный ветровой акустический анемометр GILL, с помощью которого были выполнены высокоточные измерения скорости ветра над водной поверхностью с временной дискретностью 2 секунды. Это может позволить выявить тонкие особенности турбулентного режима приводного слоя, что, в свою очередь, может существенно уточнить оценки потока импульса от атмосферы к океану, определяющего процессы формирования и развития морского волнения.





Рефераты, шпаргалки, доклады, контрольные, книги и прочие учебные материалы
 

Сайт полезен тем, кто учится!